Самара и Поволжье; авто трофи, ралли; Городские и внедорожные игры; развлечения для любых автомобилей и их владельцев!

Авто события

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Мы в соцсетях

Ближайшие авто гонки и мероприятия (календарь)

Нет событий

Краткий обзор рынка аренды легкового автотранспорта

По данным большинства отраслевых экспертов, рынок аренды и проката автомашин России находится в начальной стадии формирования.

По различным оценкам, его объем в 2006 г. составил всего 40-50 млн. долларов. Для сравнения, в США размер рынка аренды и проката автомашин больше в три раза (по данным специалистов Reuters, объем рынка составляет 20 млрд. без учета услуг лизинга автомобилей), при этом там эксплуатируются около 2 млн. транспортных единиц. В то же время, автопарк российских прокатных компаний сегодня насчитывает порядка 6 000 авто, из которых от четверти до третьей части представлены отечественными производителями. Автопарк московских компаний, по данным специалистов немецкой компании SIXT, специализирующейся на оказании услуг аренды автомашин, составляет порядка четырех тысяч машин (учитывались данные по машинам не старше двух лет).

Из иностранных машин примерно 70% принадлежат к экономичному и стандартному сегментам, в котором они соперничают с отечественными авто. Лишь 30% из сдаваемых напрокат российскими компаниями иномарок могут быть отнесены к бизнес- и премиум-классам. Стоит отметить, что у участников рынка аренды авто отсутствует единая сегментация автотранспорта. Это приводит к тому, что легковой автомобиль, предлагаемый одной компаний в группе «Бизнес», в другой компании может быть в группе «Средний» (по материалам статьи «Сегментация автомобильного транспорта, предлагаемого компаниями Москвы и Московской области в аренду» - оригинал статьи).

В России наиболее большим и динамично развивающимся является рынок аренды автотранспорта Москвы и Московской области. До 90-95% объемов операций на российском рынке автопроката приходится на долю Москвы. В исследовании компании Smart Business Solutions отмечается, что до 2000 г. услугу проката автомобилей на московском рынке предоставляли не более десятка фирм. В настоящее время число достаточно крупных прокатных компаний в Москве - около 70.

В то же время, по мнению многих специалистов, фаза усиленного роста рынка аренды авто завершился. Со временем возможна децентрализация, то есть прирост объема рынка будет совершаться за счет регионов. Другой тенденцией, по-видимому, станет экстенсивный рост рынка, что будет проявляться в следующем. На сегодняшний день большие компании уже достаточно прочно завоевали свои места на рынке, поделив наиболее перспективные и прибыльные сегменты (корпоративных клиентов, бизнес- и компакт-класс). Вновь появляющиеся компании (а их достаточно большое количество) скорее всего будут использовать наиболее эффективную при таком раскладе стратегию – демпинг. Невысокие цены «новичков» ведут к снижению качества обслуживания и ломают рынок. Дальнейшее развитие ситуации в таковом ключе может привести к попыткам передела, и как следствие, «войне» за клиента. Ведь основными критериями, которыми руководствуются клиенты при выборе поставщика услуги являются цена и качество обслуживания.

Сегодня отмечена также дифференциация компаний по предоставлению автомобилей — отечественного и иностранного производства.

Так, направление проката иномарок представляют несколько групп компаний:

  • Представительства международных прокатных компаний (Avis-Москва, Hertz Rent-a-car, Ольга-Sixt и др.);
  • Официальные дилеры производителей мировых автомобильных марок («Рольф-Прокат», «Европкар-РУС» и др.);
  • Крупные российские компании, достаточно длительное время работающие на ранке проката автомашин (Global National, «Гринлайн», «Скарлет» и др.);
  • Малые российские прокатные компании, насчитывающие в парке несколько десятков автомобилей («А.М. Рент», «Citywheels» и др.). Характерной чертой для многих мелких компаний-операторов рынка аренды автомашин, является отсутствие своего парка автомашин;
  • Пункты проката автомобилей при автотехнических и торговых центрах зарубежных автопроизводителей («Автоцентр Skoda»);
  • Отдельное место занимают компании, имеющие парк из дорогих и престижных иномарок и специализирующиеся на предоставлении конкретной услуги по обслуживанию всевозможных торжественных мероприятий («Лимузин-сервис»).

Несмотря на усиление соперничества среди участников столичного рынка, наибольшие игроки заинтересованы в сотрудничестве и взаимодействии по ряду направлений, основными из которых являются:

  • Превентивные меры, направленные на борьбу с угонами авто;
  • Проведение общих рекламно-информационных кампаний в целях продвижения услуги проката авто в целом;
  • Субаренда автомашин или направление клиентов в другую компанию в случае отсутствия в наличии автомобиля требуемой марки или класса.

Одной из форм сотрудничества является создание отраслевых ассоциаций – таких, как Некоммерческая организация «Ассоциация Прокатных Компаний» (образована 14 июля 2003 г.).

Учредителями Ассоциации стали крупные компании – участники рынка:

  • ЗАО «СП «РОЛЬФ» (торговая марка РОЛЬФ-ПРОКАТ, в настоящее время компания именуется Raiden).
  • ЗАО «Ричмонт транспортные услуги» (торговая марка HERTZ).
  • ООО «БЕРЕС мультикарс».
  • ООО «А.М. РЕНТ».
  • ООО «ПИНГВИН АВТОМОБИЛИ».
  • ООО «РЕАЛ-КАР».
  • ООО «СП «БИЗНЕС-КАР».
  • ЗАО «ОЛЬГА-ЛИМУЗИН».
  • ООО «СКАРЛЕТ».
  • ООО «ЕВРОПКАР-РУС» (торговая марка EUROPCAR).

Вообще, пока рынок аренды автомобилей в России слабо организован и имеет весьма хаотичный характер. Существует ряд негативных факторов, тормозящих его формирование: отсутствие у россиян культуры потребления услуги проката, неразвитость инфраструктуры проката, отсутствие информации о существовании подобной услуги у населения, недостаток квалифицированных менеджеров высшего и среднего звена, разбалансированность рынка, ненадежность клиентов (по материалам статьи «Негативные факторы, тормозящие развитие рынка аренды автомобилей в России» - Легковое автомобилестроение).

В то же время, несмотря на достаточно серьезные препятствующие факторы, можно с достаточной уверенностью утверждать, что рынок автопроката развивается. Темпы его роста оцениваются в 20-30% в год (в Московском регионе – 30-40% в год), при этом из побочного для автодилеров бизнеса он превращается в самостоятельную индустрию. Ведущие на исследуемом рынке игроки постепенно начинают осваивать регионы. А непрерывное увеличение числа частных клиентов у автопрокатчиков ведет к усилению конкуренции, что в свою очередь ведет к снижению уровня цен на услуги аренды автомашин. Тем не менее нынешний «подготовительный» процесс, с точки зрения экспертов, может продолжаться еще около пяти лет.

Пока же основную массу клиентов автопрокатчиков составляют корпоративные заказчики. В основном они пользуются следующими услугами: аутсорсинг, оперативный лизинг, аренда автомобилей с водителем (по материалам статьи «Наиболее востребованные услуги автопрокатчиков для корпоративных клиентов», читать). Важной тенденцией в этом сегменте эксперты считают возросшие требования клиентов к качеству оказываемых здесь услуг и их готовность платить за это больше.

Спросом пользуются авто всех марок. При этом самые недорогие машины, как правило, оказываются наиболее удобными при движении по столичным заторам (ввиду их компактности).

52% потребителей-частных лиц в качестве главного критерия выбора автопрокатной компании назвали цену услуги; для 12,6% опрошенных крайне важна репутация компании, такой же процент участников опроса считает важнейшим фактором ее местонахождение. Минимальное же число респондентов (7,9%) полагаются на рекомендации друзей.

При определении степени надежности московские потребители руководствуются такими критериями, как присутствие у компании лицензии, собственного парка транспорта, круглосуточной работы их диспетчерских служб, страхования пассажирских мест и т.д.

С целью стимулирования потребительского спроса транспортные компании предлагают различного рода дополнительные услуги:

  • «Тарифы выходного дня»;
  • Личная страховка (страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров в салоне автомобиля);
  • Оформление документов и прием автомобиля вне пункта проката;
  • Возможность оформления дополнительной доверенности;
  • Возможность возврата машины вне пунктов проката, в нерабочее время;
  • Замена аварийного автомобиля;
  • Консультации на месте ДТП;
  • Эвакуация технически неисправного автомобиля;
  • Возможность продления контракта по телефону;
  • Возможность замены автомобиля или колес по желанию арендатора;
  • Предоставление детского сидения;
  • Предоставление набора для пикника (мангал, топорик и т.д.);
  • Мобильный телефон;
  • Крепления для велосипедов;
  • Автохолодильник;
  • Накопительные скидки;
  • Возможность бронирования в московском офисе машины для эксплуатации за рубежом или в регионах России.

В силу динамичного характера рынка на нем периодически возникают новые энергично развивающиеся направления. Так, по данным аналитиков компании SIXT, с 2006 года в России активно развивается такая новая ниша рынка, как прокат автомобилей представительского класса для руководителей крупных корпораций. По оценке экспертов компании SIXT, объем этой сферы проката только по Москве в 2006 году составил от 7 до 13 млн. долларов, хотя фактически раньше она не была представлена на рынке, учитывая недавнюю общероссийскую практику применения своего (только одного) авто для всех представительских целей компании, По прогнозам специалистов SIXT, объем этого нового явления в бизнесе при его нарастающей востребованности увеличится в 2007 году до 30 млн. долларов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить